Александр Соколков. Принципы деятельности мэра города
Как только на улицах станет чисто, удобно и уютно, а архитектура изменится к лучшему, — уйдут многие социальные проблемы.
315826 марта 2017
В рамках освещения и обсуждения темы предстоящих в Омске муниципальных выборов «ВОмске» продолжает публикацию предвыборных программ кандидатов в мэры Омска — участников т.н. гражданских праймериз «Гражданин мэр», которые проходили в нашем городе пять лет назад, в апреле 2012 года.
Удобные улицы без грязи
Я утверждаю, что как только на улицах станет чисто, удобно и уютно, а архитектура изменится к лучшему - уйдут многие социальные проблемы.
1Человек выросший в грязи, среди однотипных железо-бетонных домов с большой долей вероятности не сможет что-либо делать хорошо.
Однотипные дома, построенные по концепциям 20-х годов прошлого столетия, преследовавшие своей целью превратить жизнь человека в функциональную сказку, вызывают отторжение своим монообразием. Людей уже даже не тошнит от этого, они просто не могут себе представить, что может быть как-то иначе.
Вспомните ломку ваших знакомых, которые вернувшись даже из самого захудалого заграничного курорта, впадали во временную депрессию от атмосферы города.
Все из-за того, что город, место в котором проходит большая часть нашего с вами времени, спланирована и выстроена людьми, которые никогда не любили свое дело, мало того, скорее всего и не слишком хорошо в нем разбирались. Разумеется нельзя сказать, что все эти люди плохие, наверняка нет. Но система в которой они работают, по сегодняшним меркам не эффективна. И нет никого, кто бы мог в корне исправить ситуацию.
Нужно признаться самим себе, у нас нет в достаточных количествах нормальных архитекторов, рабочих способных уложить нормальный газон, нет специалистов, которые знают как сделать ровный асфальт и так далее. Все кто трудится сейчас в любой сфере касающегося городского благоустройства, так или иначе выросли в довольно не комфортных условиях, а поэтому с низким уровнем ожидания комфорта от окружения. А это значит, что с одной стороны нет критической массы людей, которые могут качественно что-то изменить, а с другой стороны нет критической массы запроса на эти изменения от населения города.
Нам поможет то, что к хорошему быстро привыкают. Сделав тестовые зоны комфорта для населения, мы повысим планку ожидания комфорта от городской среды, а соответственно сделаем важную вещь - вызовем требование населения продолжать начатые изменения.
К сожалению справится с подобными задачами силами города невозможно, по крайней мере в ближайшей перспективе. Мы можем сколько угодно выбирать и критиковать власть имущих, но ничего не сдвинется с места по одной простой причине - у нас нет качественного планирования, у нас нет инструкций как сделать то или иное улучшение. Выбрав любого нового мэра дороги не станут хорошими ровно по одной причине - никто не знает как это делается.
Нужны знания извне
Первостепенное действие, которое должен будет принять новый мэр, это наполнить сферы городского благоустройства современными знаниями и принципами. На первое время мы должны нанять специалистов. Европейские архитектурные бюро должны составить планы первостепенных действий. Создать шаблоны, которые мы сможем применять в той или иной ситуации.
Моя идея - создать банк идей городских улучшений. В него войдут как планы спроектированные по нашему заказу различными иностранными архитектурными и ландшафтными бюро, так и предложенными самими жителями (в основном это будут жалобы, которые лягут в основу карты потребностей города). Нужно попытаться не просто единично разместить заказы на планирование магистрали или парка, а создать живую систему, которая будет генерировать идеи для планирования. Для этого можно оплачивать прибывание зарубежных студентов архитектурных и проектных вузов, для прохождения практики по планированию города, проектированию скульптур и городской мебели.
Можно привести в пример разработку логотипа омской области, на который было потрачено 12 млн. рублей. За эти же деньги мы бы смогли разместить заказ в одной из ведущих дизайн-студий Великобритании, получив на выходе знак мирового уровня, который бы вошел в каталоги по дизайну и четкое руководство как и в каких ситуациях использовать этот фирменный стиль.
В переработке и переосмыслении нуждается вся инфографическая структура города (за исключением дорожных знаков). В городе очень много визуального шума - плохая реклама и плохие вывески портят хорошие фасады дореволюционных домов. Мы имеем ужасные таблички и указатели. Мы имеем огромный рынок проектных потребностей, который никто даже не собирался покрывать.
У районов нужно забрать право на проектную подготовку обустройства своих территорий. Должен быть разработан набор рекомендаций и порядок их выполнения. Все инициативы населения по обустройству общественной территории подручными средствами должны остаться в прошлом, либо быть регламентированы.
Городской комфорт
Городской комфорт складывается из двух основополагающих вещей: из визуальной и технологической составляющей.
Нам нужны технологии. Асфальт не станет ровным а весенняя грязь не превратится в газоны только одним желанием. Мы должны привлечь специалистов-консультантов и рабочих из европейских стран со схожим климатом. Мы должны оплатить пребывание и оплатить их вознаграждение (которое выше вовсе не на порядки). Параллельно на базе этого мы должны проводить обучение наших рабочих и бригадиров, чтобы в последствии создать собственную замкнутую цепочку.
Мы должны привлечь технологии и корпорации. Мы не должны метаться в поисках того, чем бы нам заняться. Мы должны не только ждать предложений от корпораций, которые, возможно, в связи с их стратегией развития, сделают нам предложение о сотрудничестве на нашей территории. Мы сами должны делать такие предложения исходя из наших потребностей. Если нам нужны хорошие дороги, нам нужно модернизировать имеющееся производства, либо, если это по каким-то причинам невозможно, открывать новые. Мы должны привлечь производителя гарантией спроса на их конечную продукцию, а не оплачивать строительство самого производства. Так нужно поступать со всем, что нам будет необходимо: от тротуарной плитки, бордюров и асфальта до канализационных люков. Нужно дать стимул для образования необходимого производства. Стимулом будет являться гарантированный спрос со стороны города, спрос будет основан на планах, которые создадут в проектных агентствах и архитектурных бюро.
Мы должны дать стимул частным компаниям, девелоперам, прибегать к услугам иностранных проектировщиков. Мы должны создать буфер, в котором будет происходить их взаимодействие, а также гарантировать всевозможные скидки (например на землю) для организаций решивших прибегнуть к помощи иностранных проектных агентств для строительства своих проектов.
Со временем мы будем обладать основными знаниями, налаженной системой поставок и производства, а также квалификацией кадров, чтобы сделать город по-настоящему удобным для жизни. Все от газонов, с которыми ничего не происходит от ходьбы по ним, которые удерживают грязь до ровных дорог, на которых не образуются лужи. Все это станет возможным. Станет возможным надеть любимую пару обуви весной и не побоятся их испачкать.
Я настаиваю на первостепенной важности городской опрятности и чистоты. Люди будут ощущать себя гораздо лучше дома и на работе, уменьшится стресс, раздражение и неудовлетворенность. Это скажется положительно на всех сферах жизни населения. Трудно придумать более универсальный рецепт улучшения жизни людей, как улучшение качества городской среды.
Улучшение начатых или завершенных муниципальных проектов
Отличные идеи городского электронного расписания общественного транспорта, запись на прием в больницы через интернет, получение различных госуслуг - все это существует, но всем эти пока мало кто пользуется, потому что взаимодействовать с этими системами неудобно. Нужно немного поменять структуру и интерфейсы, чтобы уже реализованные проекты стали рабочим инструментом горожан и приносили пользу.
Опозиционность
Самое глупое, что может сделать новоизбранный мэр, это противопоставлять свою деятельность властям. По моему мнению должность мэра не политическая. Мэр это высшее звено в иерархии дворников. Он должен заниматься чистотой на улицах и водой в трубопроводах. Никакой политической активности для его эффективной работы от него не требуется. По моему мнению реализация планов и получение федерального финансирования на улучшение жизни в городе может быть успешно по объективным причинам. Население тем лояльнее к власти, чем выше комфорт населения. Самое разумное решение - начать действовать в договоренности с существующим порядком, но современными и открытыми методами, не затрагивающие противоречивые интересы.
Обычный человек
Мэр совершенно обычный человек, это следует из того, что любой житель города может стать мэром. Все, что для этого нужно - поддержка жителей. Это значит, что не существует отдельной касты. Нормального мэра можно встретить в троллейбусе, вместе с укладчиками тротуарной плитки в новом парке, или жующего греческий салат в одном из летних кафе.
В заключении хотелось бы отметить, что мало кто будет спорить с тем, что хороший газон все-таки лучше грязи. От этого предлагаю и отталкиваться в оценках деятельности мэра на своем посту.
Фото:Александр Соколков
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии