На балансе собственных тел
Как сесть на шпагат на проволоке и делать сальто, приземляясь на 5-миллиметровую струну.
419825 июня 2021
Зрители программы «Цирк со львами», которая сейчас идет в Омском филиале Росгосцирка, уже оценили работу акробатов на свободной проволоке. Это удивительная и талантливая семья Шаркович: Сергей, его жена Ольга и их 18-летняя дочь Кристина. Шпагат и сальто на проволоке, «вертушки» под самым куполом цирка, прогулка с партнером, сидящим на плечах: все это сложно, красиво, волнительно, а порой попросту страшно. Акробат с улыбкой и мнимой легкостью идущий по 5-миллиметровой проволоке на четырехметровой высоте, вдруг срывается вниз и повисает, держась за тончайшую сталь одними носками ступней. Манеж далеко внизу. Страховки нет. После того, как артисты с вибрирующей «ниточки» ступают на твердую землю, хочется выдохнуть и спросить: как вы это делаете?
Мы так и сделали: спросили.
1— Ольга, Сергей, как вы это делаете?
— Надеемся, что хорошо, — улыбаются артисты. Сергей ходит по проволоке тридцать лет. В акробатику его привела цирковая студия: 15-летнего юношу заметил режиссер, увидел в нем перспективного артиста, и в 16 лет он уже исполнял соло на свободной проволоке. С Ольгой Сергей познакомился на гастролях в Туле. Тоже москвичка и тоже не из цирковых: в детстве занималась народными танцами, а потом начала работать в цирковом балете. «Полгода пообщались и решили пожениться», — вспоминают супруги, которые месяц назад отметили 25-летие совместной жизни.
— Чем заинтересовал? — переспрашивает Ольга. — Во-первых, он очень компанейский, открытый, искренний. Во-вторых, своей смелостью, неординарностью номера… Парень в шпагате на проволоке заставил обратить на себя внимание.
Их «общим крестным» стал известный артист Виктор Сильченко, который в свое время прошел все «ступеньки» цирковой лестницы, от эквилибриста на катушках и эксцентрика на вольностоящей лестнице до коверного и дрессировщика болотных бобров. Он предложил Сергею и Ольге сделать номер на двоих. Репетировали полтора года, выпустили красивейшую историю любви в ритме танго. В ней они были на высоте — во всех смыслах. После у пары «родился» новый номер — уже в морской тематике: порт, прибытие корабля, встреча моряка с девушкой, настоящая воздушная романтика. Когда в номер решили ввести старшую дочь Кристину, постановка потребовала режиссерского «апгрейда». Омский зритель видит троих Шарковичей в русских народных костюмах, под звонкий балалаечный «бит»: тут и веселые частушки, и «Эй, ухнем!». Но главное, конечно, трюки.
— Это ужасно, — смеется Ольга, вспоминая, как «приручала» проволоку. Хотя «приручала» — слово неточное, потому что самая важная роль здесь не у рук, а у ног. — Когда держишься руками, еще понятно, но когда такой возможности нет… Полгода училась просто ходить, искала и ловила баланс. Ко всему прочему мне было трудно ходить ровно, ведь любой балет подразумевает выворотность бедер, голеней, стоп. Были и слезы, и падения... Когда освоилась на проволоке, натянутой в полуметре от манежа, встал вопрос, как перебороть страх высоты: проволоку натягивали уже в четырех метрах от арены.
2Желание удивить зрителей рискованными трюками «подняло» артистов и под купол цирка.
— Когда решили репетировать первый трюк под куполом, я поднялся туда, на двадцать с лишним метров, и около получаса просто сидел, ровно дышал, привыкал, — говорит Сергей.
С тех пор много времени прошло. Ушел страх за себя, но осталось — и всегда присутствует — здоровое волнение, потому что невозможно быть равнодушным к тому, что делаешь. Пришел страх за дочь, потому что опытные родители знают, чем может обернуться любое неосторожное движение, поворот, падение. Вывихи, ушибы, сложные разрывы связок. «Восемь раз руки поломаны, — признается Сергей. — Ломаешь и думаешь: ой, все, больше делать не буду! А потом заживает, забывается, ты снова в цирке… Синяки — вообще нормальное рабочее состояние. На пляж порой стыдно выходить: люди, наверное, думают, что мы друг друга дома колошматим!..»
Многие трюки, которые они выполняют, уникальны: мало кто сегодня работает на свободной проволоке без страховки, и при этом не просто ходит взад и вперед, а крутит сложные сальто, да еще и с приземлением в шпагат на проволоку, делает парные трюки и встает на проволоке на катушку. Стойки, спуски, обвисы: родителей радует, что старшей дочери передался их интерес и увлеченность этой работой.
— Кристина тренировалась с детства, — говорят Шарковичи. — Это непросто: через боль, через преодоление себя, через постоянные физические нагрузки и навыки держать себя в форме. Когда начинает получаться, уже лучше, легче, крылья вырастают… И тут тоже важен баланс, потому что вроде бы надо заставить, подтолкнуть, проявить настойчивость, но при этом делать что-то против воли ребенка заставлять нельзя. Кристина спокойная, вдумчивая, нам с ней легко. А вот младшая, Карина, напротив, эмоциональная, порывистая. Она пока свое будущее с цирком связывать не планирует.
3У них множество своих «внутренних» секретов. Ольга и Сергей могут рассказать о том, как из плотной кожи шьют на заказ «акробатки» — ту самую обувь, которая помогает уверенно стоять на проволоке. На руки обязательно — гимнастические накладки, потому что «пять миллиметров стали режут руки». Перед тем, как выходить на манеж, — свой особый семейный ритуал-сонастройка: на удачу и хорошую работу без сбоев. Они в обязательном порядке качают ноги и руки: гантели, штанга, скакалка. «По возможности ходим плавать: в бассейн, а летом – на реку. Если мы дома в отпуске, то занимаемся на уличных тренажерных площадках, бегаем».
…А в цирке, если заглянуть сюда во время репетиций, можно увидеть, как Сергей поднимается и спускается по ступенькам, посадив на плечи кого-то из своих девочек: тренирует силу, выносливость и дыхание.
Если главное в работе — это баланс, то как сохранять внутренний? Здесь у них тоже свои секреты. Первый — побольше времени на природе: тем, кто работает в воздухе, свежий воздух — хоть горный, хоть морской — как бальзам на душу. Второй — время на хобби: Ольга, к примеру, окончила курсы груминга, также увлекается фуд-флористикой, делает букеты из орехов, фруктов, ягод.
Третий (и, пожалуй, главный) секрет — в четких границах. Чтобы сохранять баланс в семье, вместе с которой проводишь сто процентов времени, Шарковичи придерживаются установки: работа — это работа, дом — это дом. Цирковые споры, сложности, дискуссии никогда не выносятся за стены цирка. Дом — не место для рабочих конфликтов, сложных трюков и хождения по тонкой проволоке.
Дом для них — место уюта, тепла, взаимопонимания и сытных пирогов с мясом.
℗
4Фото:Сергея Барсукова
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 143 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 121 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 6 ноября 2024 года
95705 ноября 2024
Гороскоп на 5 ноября 2024 года
90904 ноября 2024
Гороскоп на 7 ноября 2024 года
89706 ноября 2024
Выбор редакции
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова
131017 октября 2024
1507115 октября 2024
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
512614 октября 2024
— Тренер мышления и сильных решений.
— адвокат
—
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии