Главная Диалог Омские пчеловоды просят министра Дрофу создать рабочую группу, чтобы разобраться с отравлениями пчёл
Омские пчеловоды просят министра Дрофу создать рабочую группу, чтобы разобраться с отравлениями пчёл
В Омской области продолжают гибнуть пчёлы. Местные пчеловоды обращаются в районные суды, в прокуратуру и к министру сельского хозяйства, потому что «воз и ныне там». В планах – дойти до губернатора. Изменит ли ситуацию диалог с властью? На вопросы «ВОмске» отвечает председатель регионального общества пчеловодов-любителей Александр Мордвинцев.
534424 августа 2021
– Александр Иванович, у вас уже есть какая-то информация: сколько в этом году пчел уже погибло, во сколько примерно можно оценить ущерб? В редакцию обращаются пчеловоды, которые жалуются, что несмотря на все заверения властей, пчелы в Омской области продолжают гибнуть от ядохимикатов, которыми пользуются фермеры.
– Меньше пчелы гибнуть не стали. Сам я сейчас на пасеке в Калачинске, у нас – разгар работы, ведь во вторник обещают похолодание. Качаем мёд! А параллельно составляем списки пострадавших. В город вернемся в начале сентября – будем этим активно заниматься. Год прошел, а воз и ныне там.
1Пока вижу: пчел гибнет снова много. И это лишь те, как вы понимаете, о которых мы узнаём, ведь наша проблема в том, что многие пчеловоды по-прежнему не зарегистрированы в похозяйственных книгах и не имеют ветпаспортов. Сведения о море пчел поступают из Большеречья, из Омского района – там пострадали Ракитинка, Морозовка, Калинино. Плачут в Одесском: там после потравы рапса не только пчелы погибли, но и у ребятишек стала голова болеть. Кто знает, от чего. Русскую Поляну в этом году бог миловал. Из Полтавского района прислали бумагу: там только в селе Вольное пострадало больше 130 пчелосемей. Везде мы знаем предполагаемых виновников-фермеров. Вопрос в доказательствах…
– Принято уже столько законов – и на федеральном, и на местном уровне, но всё это, как мы видим, не работает на сто процентов. Что все-таки может радикально изменить ситуацию в лучшую сторону?
– Мы не ругаемся, мы не топаем, не клеймим никого. Хотим лишь, чтобы по закону была налажена система оповещений: сообщите, пожалуйста, когда планируете обрабатывать рапс. Корова гибнет – сразу уголовное дело заводят. А чем пчелы хуже, почему в случае их гибели бездействует полиция?
– Сами вы не бездействуете?
– Наш пчеловод Сергей Сорокин обращался в местное отделение Россельхознадзора, дважды встречался с прокурором Омского района, в августе был на приеме у Николая Филонова, заместителя главы минсельхоза Николая Дрофы, – с просьбой о создании рабочей группы. Тот дал добро – пишите официальное письмо на имя министра. Сорокина, к слову, самого второй раз потравили: и в прошлом году «повезло», и в этом.
– Письмо написано?
– Написано и отправлено. Цитирую: «Уважаемый Николай Валентинович! Сообщества пчеловодов Омской области в течение последних лет совместно с министерством сельского хозяйства ведут работу по борьбе с отравлениями пчел. Несмотря на предпринятые усилия, в этом сезоне количество отравлений не снизилось, и все усилия регионального правительства по поддержке отрасли могут быть сведены к нулю негативными последствиями отравлений. В связи с этим просим вас создать при министерстве сельского хозяйства рабочую группу по предотвращению отравлений медоносных пчел и по организации оперативных мероприятий при случаях массовой гибели животных. В рабочую группу предлагаем включить представителей следующих организаций: Управление Россельхознадзора, Управление Роспотребнадзора, Управление Ветеринарии, Прокуратуру Омской области, УВД по Омской области, Центр компетенций в аграрной сфере». Мы бы хотели, чтобы в рабочую группу вошли представители всех профильных ведомств – не ниже первого зама. А также, конечно, представители профессиональных пчеловодческих организаций – всех тех, чьи председатели под этим письмом подписались. Это сообщество пчеловодов-любителей Омской области, наше профессиональное сообщество пчеловодов и Омское отделение Союза пчеловодов РФ (Виталий Кутнях).
2– Верите, что это поможет?
– Если ничего не делать, то точно ничего не поможет. Задача наша сейчас такова – закончим сезон и будем собирать «круглый стол» у губернатора, где создадим рабочую группу при министерстве сельского хозяйства. Почему рабочая группа? Потому что любой «круглый стол» – это поговорить и разойтись, а рабочая группа – есть большая надежда – будет работать. Давать задания и контролировать, поскольку с 1 января 2021 года закон вернул Россельхознадзору функции контроля за обращением на территории России агрохимикатов и пестицидов. Они вправе спрашивать аграриев: как вы контролируете приобретение и хранение ядохимикатов? А у ваших трактористов есть лицензия? Как вы оповещаете пчеловодов об обработке растений?.. В решении большой проблемы, как ни крути, нужна централизация, система. Мы весной проехали по районам, создали в каждом группы в WhatsApp, куда вошли фермеры и пчеловоды. Для районов – хорошая штука, но далеко не все фермеры на нас внимание обращают…
– В Азово пчеловоды подали в суд на фермеров. Как там решается вопрос с экспертизой? Лабораторные анализы – особая боль пчеловодов. Лаборатории российских регионов на необходимые исследования не аккредитованы, и это сильно тормозит подобные дела…
– Суд должен состояться 6 сентября. Среди пострадавших произошел «раскол»: надо платить госпошлину, но не все хотят это делать. Сколько в итоге пчеловодов пошли в суд, пока не знаю. К этому времени должен закончить свои дела на пасеке, поеду в Азово, и мы все обговорим. На суде тоже буду присутствовать. Знаю, что ребята из Азово ездили в Областную ветеринарную лабораторию. Они не знали, что в Омске не делают нужных анализов. Я им объяснил, что у нас нет реагентов, нет методик... Посоветовал попросить письменный отказ. Они через неделю получили в Омске анализы, что пчелы их не были ничем больны, но от чего погибли, не сообщается. Пчеловоды взяли официальный письменный отказ: с ним мы будем обращаться к губернатору, объяснять, что наши лаборатории на нужные исследования не аккредитованы – а это сильно тормозит подобные дела. Не каждый пчеловод готов потратить уйму времени и собственных денег на проведение анализов в другом городе, особенно если у него небольшое количество пчелосемей. А вот ребята из Одесского района, насколько знаю, направили запрос в Белгород: там находится редкая для России лаборатория, где делают необходимый анализ.
– Пчеловоды, которые к нам обращаются, жалуются на то, что помимо рапса в этом году фермеры травят и горох, что тоже не на пользу пчелам…
– Первый раз слышу про горох. Мы вообще летки не закрывали, когда рядом обрабатывали горох. Мы здесь, в Калачинском районе – а нас сейчас на этих полях больше тридцати – с нашим фермером также создали группу в WhatsApp, и в этой группе – все нужные сведения. У нас адекватный фермер. Порой кажется – один на всю Россию! У Геннадия Александровича Руля стоим. Здесь и фацелия, и донник уже посеян, и подсолнечник разновозрастной, и рапс, всходы которого ничем не травятся: фермер еще перед посадкой обрабатывает семена. Можно и не травить рапс страшной отравой, было бы желание вникать в технологии.
– Александр Иванович, вопрос напоследок: как вы оцениваете ситуацию с фальсификатом мёда на омских рынках?
– Это наш бич. Проблема более чем актуальна, никак руки не дойдут – очень подкосила пандемия коронавируса. До неё планировали делать контрольные закупки с участием прокуратуры, полиции, Роспотребнадзора. Есть положительный пример: крупный пчеловод Алексей Матюшкин и его соратники смогли противостоять продавцам лже-мёда в Кемеровской области. Они промышленники, у них большие пасеки: выгнали проходимцев, в области нет фальсификата! Они как делали: приходят на базар или на ярмарку в ДК (как у нас в Малунцева или в Баранова). Берут громкоговоритель и во всеуслышанье объявляют: не покупайте, дорогие граждане, это не мёд, а чистейший фальсификат! И объясняют, как эти продавцы закупают у них, пчеловодов, килограмм меда, потом разводят его, добавки разные – и вот вам «мёд с 80-процентным добавлением маточного молочка», «подснежниковый мёд», «лунный мёд». Да это всё фантазии, и не более, это вам любой пчеловод объяснит. У нас свой календарь, свои медоносы, но покупатели, к сожалению, часто «ведутся» на дешевизну, красивые названия, товарный вид.
3– Советов, как отличить качественный мёд от некачественного, множество. Поделитесь своим личным рецептом.
– Свежий мед взяли – возьмите кусочек хлеба, покрошите его туда, обмакните. Крошки, которые в мёде останутся, не размокнут, не превратятся в «кашу», а на следующий день будут хрустеть. Лучший рецепт понятен: покупать мёд у проверенных, надежных, постоянных производителей. Ищите своего продавца меда: пчеловода, а не прохиндея.
Фото:из редакционного архива «ВОмске»
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97014 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80515 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии