Путь омича в Большой цирк
«ВОмске» рассказывает, как простой паренек с Рабочих стал Заслуженным артистом России и лауреатом многочисленных международных конкурсов.
486211 октября 2021
Сальто, обороты вокруг коня, акробатические фигуры — и всё это на скаку. Трюки на лошадях — один из самых рискованных, и в то же время зрелищных видов циркового искусства. Это бешеный темп, чёткая композиция и безупречная командная работа.
Между тем во время выступлений жокеев-наездников всё внимание зрителей сосредоточено на артистах, выполняющих трюки на лошадях — они воспринимаются как главные герои номеров. Но на самом деле успех во многом зависит от человека, стоящего в центре манежа с арапником в руках. Он задаёт темп скачки, а это главный ориентир для артистов при исполнении трюков. Он как дирижер симфонического оркестра, без которого выступление немыслимо. В Большом московском цирке таким «дирижёром» на протяжении уже почти 20 лет является уроженец Омска Яков Корнеевич Экк.
1«Жокейская работа — одна из самых опасных. Я сам и пальцы ломал, и ноги, партнеры ломались. Травмы время от времени получают все. Но даже после сложных переломов люди восстанавливаются и возвращаются работать», — рассказывал Заслуженный артист России Яков Экк, который сам когда-то был соло-жокеем и исполнял на лошадях редкие трюки, например, боковое арабское сальто-мортале (за него в 1984 году он получил звание лауреата XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве).
Говорят, чтобы стать хорошим наездником, надо родиться в седле. Но Яков Экк родился в городе и лошади не знал. А родился и вырос он в 1957 году в Омске, детство его прошло на Рабочих. Занимался будущий артист спортивной акробатикой в цирковом кружке в ДК «Юность», и в 16 лет стал мастером спорта. Тренеры видели в нем перспективного спортсмена. Но судьба решилась по-другому благодаря одному случаю. В Омск с гастролями приехала программа Валентина Филатова, одним из номеров в которой были жокеи Тамарины. В номер нужны были способные ребята со спортивной подготовкой, и Яков Экк решил попробовать, да так и остался в цирке навсегда. В коллективе Тамариных начинающий цирковой артист проработал семь лет, пройдя путь от ученика до полноправного партнера в номере. После того, как труппа распалась, Яков Экк выступал как соло-жокей, работал один на двух лошадях, а вскоре создал свой групповой номер жокеев-наездников.
«Как только представилась возможность сделать свой собственный конный номер в Большом Московском Государственном Цирке, я сразу помчался в город своего детства, — рассказывал артист. — В Омской области находится крупный конезавод, который специализируется на разведении лошадей породы «русская рысистая», орловских рысаков, тяжеловозной и верховых пород. <…> Я сразу представлял свой номер, как разноплановый: и с джигитовкой, и с элементами выездки, поэтому тщательно подбирал лошадей. Когда животные были отобраны и прошли оформление на новое место жительства, встал вопрос о наездниках. Я не задумываясь пригласил омских ребят и признателен им и их родителям, что они поверили в меня, в будущий номер и приехали работать в Москву».
Впрочем, в то время приглашенные омичи не могли называться наездниками, потому что долгое время просто привыкали к лошадям: ухаживали за ними, чистили стойла и потихоньку переставали бояться. Нелегко пришлось и лошадям, ведь в цирке они никогда не выступали и не понимали, чего от них хотят. Все у них вызывало испуг – и бег по кругу, и когда на них, разбегаясь, прыгал один, а то и несколько человек.
2По своему опыту Яков Экк знал, что без полного взаимопонимания человека с животным ничего не получится, поэтому ребята должны были не только приручить к себе лошадь, но и научиться определять ее настроение по еле уловимому движению ноздрей или хвоста, и по тому, как двигает ушами, как пофыркивает. Все эти «мелочи» очень помогли и Экку, когда он начинал работать в цирке. Ведь если жокей не чувствует лошадь, а лошадь — его, то трюка просто не получится.
Когда номер состоялся, артистам аплодировали зрители многих городов России. Параллельно с основным номером Яков Экк начал готовить и джигитовку. За созданный номер «Русские наездники» был удостоен звания Лауреата премии Москвы.
«Джигитовка оказалась для ребят не самой сложной, — отмечал Яков Экк. — Они ведь профессиональные спортсмены и все эти трюки фактически репетировали с самого детства. Долго бились мы за выпрямленные колени и вытянутые носочки — ведь требования к выполнению трюка на лошади такое же, как и на гимнастическом снаряде или на ковре — зафиксированное положение тела должно быть идеальным!
В наших жанрах человек практически полностью зависит от животного. Если лошадь побежит плохо, или тормознет, или наоборот побежать быстрее, чем положено, — всё, наездник уже ничего не сделает. Или сделает, но очень плохо».
Постановщик конных номеров — тот самый человек, который должен подготовить и артистов, и животных к выступлению. Для этого нужно найти подход к каждому.
«Должен ли дрессировщик быть добрым?», — спросили знаменитого дрессировщика как-то в одном из интервью. «Конечно! Злой не сможет работать с животными: тут все время надо поощрять — кормить, гладить. А главный принцип в работе — не гнать. Потихоньку, шаг за шагом делать свое дело».
Такой же по-особенному тёплый подход должен быть и к наездникам, считает Яков Экк, а на репетициях должна царить семейная атмосфера. К слову, его супруга Олеся тоже работает в цирке. Она дрессирует кошек. Однако в отличие от Якова Корнеевича Олеся Экк из цирковой семьи — ее мама была дрессировщицей медведей. А с мужем встретились в одном коллективе — какое-то время артистка работала с лошадьми, но последние 18 лет выступает с кошками. Дочь артистов Яна одно время была наездницей, но потом решила стать продюсером.
3Труппа под руководством Якова Корнеевича побывала с гастролями во многих странах — Польше, Бельгии, Франции, Японии, Америки, Аргентине, Чили, Парагвае. А номера стали Лауреатами Международных конкурсов циркового искусства, получив двух «Золотых слонов» — приз XI Московского международного фестиваля-конкурса циркового искусства и приз II Международного циркового фестиваля «Кастильо де Фигерес» (Испания). В октябре 2013 г. коллектив получил ещё одно золото на фестивале циркового искусства в г. Латина (Италия).
Здесь стоит отметить, что здоровье лошадей для Якова Экка всегда на первом месте, даже если на кону престижная победа. Так случилось и на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, когда заболел конь Петя.
«Мы джигитов отработали, а на следующий день мы должны были работать второй — жокеи-наездники. Петя — основная лошадь, без неё номера нет. И все трюки основные исполняются на нём. И он сильно заболел. Ну конечно, приняли решение снять его, он был слабый, это могло привести и к травме артистов, и ему могло быть хуже», — рассказывал артист. В итоге номера получили Серебряного клоуна. Зато золото получил номер «Русские наездники» с участием детей. Для Якова Экка эта награда особенно ценна, потому что в номере принимали участие маленькие дети, умения которых оценивались как умения взрослых. Участники детского состава выросли, и все они остались в номере Заслуженного артиста. Они его гордость.
℗
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 143 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 121 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 7 ноября 2024 года
106606 ноября 2024
Гороскоп на 8 ноября 2024 года
96807 ноября 2024
944106 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— депутат Государственной Думы
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии