Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями
Май едва вступил в свои права, но главным музыкальным событием месяца уже, без сомнения, можно назвать концерт в честь восьмидесятилетия заслуженного работника культуры РФ Геннадия Хабенского.
1143309 мая 2023
Шутка ли, Геннадий Яковлевич на сцене почти шестьдесят лет! Омичи рождаются, взрослеют, обзаводятся внуками, а Хабенский по-прежнему играет на скрипке и струнах наших душ…
Круглая дата случилась четыре месяца назад: 29 декабря 2022 года. Но, будучи человеком невероятно щедрым, Геннадий Яковлевич решил сделать праздник для всех. 6 мая. На сцене Концертного зала. Тем более, как сказал старинный друг Хабенского Владимир Георгиевич Аксаментов: «Гена — единственный музыкант в городе, который может набрать зал вместимостью 1200 человек».
Публика, разумеется, не оставила юбиляра без миллиона белых роз, но лучшим подарком, конечно же, стал аншлаг.
Вместе с педагогами, родителями и учащимися ДШИ №6, где Хабенский вот уже 45 лет преподаёт скрипку и руководит Камерным оркестром и Ансамблем скрипачей, Геннадию Яковлевичу аплодировали министр культуры Юрий Трофимов и королева романса Светлана Бородина, экс-главврач «Евромеда» Слава Шуголь и актёр Омской драмы, заслуженный артист России Олег Теплоухов, заслуженный работник культуры РФ Владимир Шалак и бизнес-леди Татьяна Ушакова с сыном Александром, гендиректором холдинга «МКР-медиа», общественник и бывший председатель исполкома ОГС Геннадий Павлов и музыкальное училище имени Шебалина едва ли не в полном составе.
Концерт открыли «Жигой» Телемана. Юбиляр душевно солировал, маэстро Дмитрий Васильев с оркестром чутко аккомпанировал, дух Георга Филиппа Телемана незримо присутствовал, расположившись где-то между Александром Муралёвым, прежней первой скрипкой Омской филармонии, и Андреем Лопатиным — первой теперешней скрипкой.
Семьдесят три года вместе с музыкой, пятьдесят семь лет с Омским симфоническим, сорок пять лет с учениками ДШИ №6 — посоревноваться с Геннадием Яковлевичем в долголетии на ниве скрипичного искусства вряд ли кто отважится.
В далёком 1949-м году мама, бывший военврач, привела сына в музыкальную школу №1, которая была тогда в городе единственной. Гениным педагогом по скрипке стал Михаил Владимирович Максутов, оркестр вёл выдающийся скрипач, основатель Омской скрипичной школы Вильгельм Яковлевич Шпет. В музыкальном училище имени Шебалина Хабенский учился у харбинца Георгия Михайловича Сидорова. Уральская консерватория подарила встречу с Наумом Абрамовичем Шварцем. Правда, штурмовать цитадель имени Мусоргского пришлось дважды. Владимир Георгиевич Аксаментов вспоминал: «Помню, как мне позвонила Хая Иосифовна: «Вовочка, его не приняли в консерваторию! Великий Мусоргский в гробу перевернулся: моего сына не взяли». На второй год Гена поступил».
Учёбу прервала служба в армии. Но именно там, в Оркестре штаба Сибирского военного округа, случилась встреча с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. И когда спустя несколько лет на госэкзамене уже в Новосибирской консерватории Хабенский исполнял Первый скрипичный концерт Шостаковича, слова композитора «Я желаю вам больших творческих успехов!», звучали и как ободрение, и как благословение.
Ещё учась в Новосибирске, параллельно Хабенский играл в оркестре под управлением Арнольда Каца. В 1966-м он одним из первых был зачислен в Омский симфонический оркестр, а 16 декабря 1966 года дал первый концерт вместе с новорождённым коллективом.
Лицо омской культуры, легенда омской сцены, педагог с большой буквы, сам Геннадий Яковлевич скромно величает себя «обыкновенной рабочей лошадью от искусства», а свою скрипку называет «адским инструментом». За то что «пока научишься извлекать из него человеческие звуки, надо будет пройти через всё нечеловеческое».
…И звучал божественный Концерт для скрипки с оркестром ля минор в трёх частях Антонио Вивальди. И изумлённый зал не без священного трепета прикасался к созданному волшебниками из параллельной реальности — вселенной классической музыки…
Что может пожелать выдающемуся музыканту министр культуры Омской области Юрий Трофимов? Правильно, здоровья. А что он может вручить юбиляру в этот торжественный вечер? Правильно, поздравление в рамке и цветы.
«Будете поздравлять, дарить подарки — встану и уйду», — предупредил Хабенский директора Омской филармонии. Но госпожу Лапшину на испуг не возьмёшь: у меня, говорит Ирина Борисовна, для этих целей специально обученные люди у дверей стоят. Смело шагнув на сцену с букетом и портретом, она рассказала публике, что ночами писали Геннадия Яковлевича в образе мушкетёра, потому что не каждый, как он, целует дамам ручки. Теперь пусть вешает портрет куда хочет, смотрит и радуется. А цветы, собственно, не ему, а моему любимому педагогу — Юлии Николаевне Хабенской.
По словам Ирины Борисовны, в этот вечер Геннадий Яковлевич «должен ощущать себя счастливым человеком», ибо «такое счастье» — в восемьдесят выходить на большую сцену — «не каждому дано».
Ещё он, конечно, патриот. И на провокационный вопрос: «Почему вы не в Израиле?», невозмутимо отвечает: «А что мне там делать?»
Большой мудрец, философ, юморист — это тоже всё о Хабенском. Анекдоты Геннадия Яковлевича знают, наверное, все. Однажды, вспоминала со сцены директор омской цитадели искусств, мне позвонила встревоженная распространительница билетов: «Хабенский заболел!» — Спрашиваю: «А что случилось?» — «Он зашёл в филармонию и не рассказал анекдот».
Экс-директор департамента культуры города Омска Владимир Васильевич Шалак рассказывал:
— Мне кажется, у Геннадия Яковлевича нет врагов: он же к каждому с улыбкой, с анекдотом. Помню — дело было в 90-м году — идём с женой в воскресенье с рынка, несём в авоське картошку. Навстречу Хабенский:
«Здравствуйте, Владимир Васильевич!» Заглядывает в авоську и расплывается в улыбке: «Мне так приятно, что ничто человеческое вам не чуждо!»
…А «Юбилей с друзьями» идёт своим чередом, и профессиональных музыкантов сменяет оркестр ДШИ №6 имени Евгения Светланова. Дети под руководством Геннадия Яковлевича мастерски, по-взрослому исполняют сначала вечную «Серенаду» Франца Шуберта, а затем «Снежинки» Александра Цфасмана.
Кто работал с подрастающим поколением, тот двумя руками подпишется под словами Владимира Георгиевича Аксаментова: «Нет более сложной работы, чем работа с детским коллективом». Геннадий Яковлевич как-то в шутку обмолвился: «С детьми работа скрупулёзная, но достаточно кровавая». А уж что говорить про самих юных «Моцартов», каждый второй из которых искренне убеждён, что музыкальная школа — это тюрьма для маленьких детей. Ну, по крайней мере, первые три-четыре года точно.
«Секретный педагогический приём», благодаря которому удаётся добиться «такого качества исполнения», раскрыл Владимир Георгиевич Аксаментов — «по совместительству» директор школы искусств:
— За 36 лет, что я руковожу школой, мне ни разу не довелось слышать, чтобы кто-то из учеников не пришёл на занятие в оркестр. Даже если Геннадий Яковлевич назначает репетицию в выходной в восемь утра. Ну не было такого за 36 лет! У него педагогика такая. Он влюбляет в себя прежде всего мам, поэтому, наверное, и с детьми не возникает никаких проблем. Надо в воскресенье в восемь утра — будем! Надо в субботу в шесть вечера — будем! Надо репетировать дополнительно — не вопрос! Генин оркестр — единственный коллектив в школе, в отношении которого мне не нужно применять административный ресурс. Харизма, помноженная на талант, творят чудеса. С тех пор как Хабенский руководит коллективом, дети буквально не вылезают с концертных площадок.
На юбилейном концерте виновник торжества предстал не только в ипостаси солиста, но и композитора. Много лет Геннадий Яковлевич сочиняет парафразы на темы популярных мелодий. Один из них на песню Тихона Хренникова «Московские окна» в исполнении автора, Ансамбля скрипачей ДШИ №6 и Омского академического симфонического триумфально завершил первое отделение. Публика отбила все ладоши, Маэстро Васильев от удовольствия пританцовывал, а автору этих строк очень не хватало трансляции на большие городские экраны, чтобы ЭТО мог видеть весь Омск.
1Во втором отделении концерта бал правил джаз. Маэстро взял в руки электроскрипку и облачился в белый пиджак. Скинув чёрную схиму скромного служителя муз и жреца венских классиков, он превратился в истинного короля синкоп и повелителя джаза.
Высекать искру юбиляру помогали Квинтет под управлением Юрия Полякова и Manhattan Jazz Band под руководством Валерия Перминова.
Из-под «Облаков» Джанго Рейнхардта со свистом летела «Звёздная пыль» Хуоги Кармайкла и напирал «Караван» Дюка Эллингтона, и публика уже ощущала себя не частью дикого степного Прииртышья, но модной тусовкой крутого джем-сейшна где-нибудь в недружественной Франции.
«Одинокую гармонь» Бориса Мокроусова неутомимый именинник сыграл не для всех – для каждого в отдельности. И улыбался каждому: в партере, на балконе, на галёрке.
Поздравления от главного дирижёра Омского симфонического Дмитрия Васильева вылились в пронзительный «Список Шиндлера» Джона Уильямса.
А под знаменитую мелодию Шолома Секунды «Для меня ты самая красивая», больше известную как песня «В Кейптаунском порту», жгли по-пионерски.
— Вот эта чума, — начал свои поздравления Валерий Васильевич Падучих, однокашник Хабенского по музыкальной школе, — мне сказал: «Придёшь с подарками — убью!» Я пришёл с вещдоками.
И подарил юбиляру старинную фотографию, где, по его словам, Геннадий Яковлевич «с чёрной бородой», а также редкий питерский журнал «Арт-электроникс» со своими литературными опусами.
— Шо мы имеем? – вопрошал со сцены возбуждённый концертом поздравитель. — Мы имеем, шо ты, Гена, подарил нам именины сердца. Штоб ты всегда был на сцене, а мы в зале. И так до 120 лет, по-библейски!
В финале омская легенда исполнил на рояле вместе с оркестром дивный «Меланхолический вальс» собственного сочинения. В шутливом «последнем слове» он назвал оркестрантов «родственниками» и не отказал себе в удовольствии отметить: «Посмотрите, какие у нас женщины! Может, ещё из-за этого и живу». Следом забрал у маэстро Васильева палочку и лихо продирижировал «Пустячком» Лероя Андерсона. А счастливый Дмитрий Владимирович, которому тут же вручили медные тарелки, как студент, во все глаза смотрел на Хабенского и ждал, когда ему уже позволят сделать феерическую музыку.
Фото:Вячеслав Андреев, VK-паблик Омской филармонии
Самое читаемое
Гороскоп на 28 апреля 2024 года
108027 апреля 2024
Гороскоп на 29 апреля 2024 года
102428 апреля 2024
Гороскоп на 30 апреля 2024 года
100429 апреля 2024
Выбор редакции
97129 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
160317 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1799129 февраля 2024
— депутат Государственной Думы
— Психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...
173319 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова
Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.
403601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут
Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…
405001 апреля 2024
Яндекс.Директ ВОмске
Как перевести деньги из России за границу
181917 апреля 2024
Как выбрать надёжный криптообменник
204715 апреля 2024
Подшипники Nadella — гарантия надёжности и долговечности
397125 марта 2024
Пять преимуществ покупки кровати с матрасом в комплекте
420922 марта 2024
Комментарии