Аллея нашла героев

Аллеи олимпийских чемпионов встречаются в природе так же редко, как белый носорог. Или русская выхухоль. А наша, омская, вообще «не имеет аналогов в мире». Поэтому в День физкультурника на один квадратный метр левого берега Оми пришлось такое количество звёзд мирового спорта, что Парижу-2024 и не снилось.

14350214 августа 2023
Аллея нашла героев

…12 августа с раннего утра лил дождь. Ближе к полудню на небесах, видимо, прониклись моментом, и осадки прекратились. Но солнце придержали. Ртуть было решено остановить на бодрящей отметке «плюс шестнадцать». Ибо, как поётся в «Спортивном марше» Лебедева-Кумача, «чтобы тело и душа были молоды,/ ты не бойся ни жары и ни холода».

Под борцами, павшими ещё в революцию, сосредоточился смурной отряд оранжевых жилетов, готовый по команде человека с рацией очистить место для праздника.

Ленинская горка вздрагивала от тонизирующего: «Будет небесам жарко!». За свою вековую историю она видала всякие виды, но вот Аллеи олимпийских чемпионов, бьюсь об заклад, точно не доводилось...

— При живых людях памятники ставить… как-то непонятно, – ёжась не то от холода, не то из суеверия, переговаривались фотографы в ожидании грандиозного шествия.

При взгляде на бюсты, укутанные в белые покрывала, невольно вспоминалась бессмертная реплика Савелия Крамарова из «Красных дьяволят»… Так глубоко в мир спорта в Омске ещё не заглядывали. Как тут не облиться слезами над вымыслом?…

Но энергичная музыка гнала дурацкие мысли прочь и призывала к реке, к дорогущим краснолистным польским клёнам, оперативно высаженным вместо депрессивных омских берёз. Хотелось уже с песнями пройтись по «очередной точке притяжения омичей», насладиться торжеством бронзы и фибробетона, призванного, по замыслу автора проекта Сергея Полегаева, «имитировать греческий мрамор».

Бюсты омских спортсменов расположили в намоленном месте: между Юбилейным и Комсомольским мостами. Вопреки протестам некоторых членов художественно-экспертного совета и городского архитектурного сообщества.

На январском совещании у мэра опытный зодчий Александр Бегун заметил:

Масштаб набережной большой, и мелкими фигурками, расставленными в монотонном порядке, мы его нивелируем. Это такой парк скульптур, как Летний сад в Петербурге, но там же масса зелени! Для омской композиции нужен фон: на плотном зелёном фоне бюсты чемпионов будут смотреться выигрышно, а здесь они пропадают. С другого берега реки мы смотрим им в затылок, издалека это какие-то спичечки. Весь пафос, монументальность, величие теряется. Нужно создавать плотный занавес, чтобы это смотрелось. Мы же хотим, чтобы это выглядело красиво, чтобы над нами не смеялись: поставили каких-то солдатиков!

Объект надо размещать где-то ближе к спорту или, может быть, в сквере Дзержинского, позади музея Врубеля, там прекрасная аллея. А если у новой «Арены», то вообще замечательно.

Но автор идеи — меценат Козубенко — не пошёл на компромисс с местными экспертами. Ему было важно увековечить земляков-чемпионов в историческом центре Омска…

Гранитному Ленину с Ильинской горки всё это было параллельно. В прямом и переносном смысле. Ильич скульптора Абдурахманова был равнодушен и к празднику любителей физкультуры, и к бронзовым изваяниям столичного мастера.

…Двое в майках «Братья Green» со шлангом и щёткой энергично завершали «дизайн» вокруг «входной группы». Вносили, так сказать, «последний штрих». Дабы придать скульптурному ансамблю законченность.

Из мемориальной доски, возлежащей на тумбе, изящно торчали не то ножи, не то отвёртки, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся «струбцинами типа «F» 80x300 мм». Так было написано на этикетках, которые в спешке, видимо, не успели снять.

Автор бюстов прогуливался неподалёку. Как всякий большой художник, он был одинок и скромен. И, по-моему, чувствовал себя чужим на этом физкультурном празднике жизни.

— Вы организатор? — метнулась ко мне женщина, заметив блокнот и ручку. — Куда щас пойдут, не знаете? Там дети у Концертного зала уже заждались…

Празднование Дня физкультурника в городе началось в полдень в Концертном зале. Там чествовали омских чемпионов в присутствии августейших особ, чартер для которых из Москвы, по слухам, организовал владелец «Северстали» господин Мордашов.

На 13.30 организаторы запланировали шествие «по главной улице с оркестром»: олимпийцы, учащиеся спортивных школ, руководители Омского региона, высокие столичные гости вперемешку с простым народом.

В 13.35 со стороны филармонии потянулись люди с флажками.

По сигналу: «Идут!» фотокорреспонденты рысцой пронеслись на мостовую. Все хотели быть впереди и запечатлеть участников парада в лучший момент их жизни.

Вдали показался «камаз», плакат с надписью «Быстрее» и белые флаги. Барабанный бой и крики «слава» доносились всё отчётливее. Активность неторопливо приближалась к Юбилейному мосту.

Бородатый человек в клетчатых штанах и чёрной жилетке «верхом» на грузовике прославлял омских спортсменов, а две кинокамеры, установленные на платформе, снимали парад. Одна для вечности, другая — для отчётности.

В первых рядах рука об руку шагали председатель Законодательного собрания Омской области Александр Артёмов и трёхкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, председатель Омского горсовета Владимир Корбут и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, вице-спикер Госдумы Александр Жуков и четырёхкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов, народный художник Никас Сафронов и бывший депутат Госдумы Сергей Бабурин.

Последние, в светлых костюмах, эффектно выделялись на фоне тёмно-сине-коричневой чиновничьей массы.

Меценат Сергей Козубенко, мэр Сергей Шелест, депутаты Законодательного собрания и городского Совета, временно исполняющий обязанности губернатора Виталий Хоценко, представители РПЦ и других религиозных конфессий. Случайных людей тут не было. Только свои.

Будь я писателем, то присовокупила бы что-нибудь вроде «они шли по асфальту, как солнце идёт по небу». Но, увы, до меня это уже сочинил Василий Гроссман…

Министр спорта Дмитрий Крикорьянц был замечен на достаточно почтительном расстоянии от физкультурного авангарда. Ведомство культурное во главе с господином Федоренко гордо шествовало в почётном арьергарде колонны.

— Здравствуйте! — задорно приветствовал облепивших сцену ещё один бородатый ведущий в клетчатом костюме и решительно потребовал искупать в аплодисментах омских чемпионов, выходящих на подмостки.

Звёзды мирового спорта скромно сверкали всем на радость. Административно-политический ресурс блистал у подножия «олимпа». Ему предстояло сказать слово. И не одно.

Первым на сцену не взошёл – взлетел господин Хоценко. А что вы хотели от человека, любимым уроком которого была физкультура? Да к тому же мастера спорта по плаванию.

Едва врио губернатора Омской области приблизился к микрофону, как над сценой взревел самолёт. И было в этом нечто символическое: «лайнера белый крест» в небе и Виталий Павлович на земле…

Дождавшись пока чартер доревёт в облаках, Виталий Павлович объявил:

— Всем низкий поклон! С нами Александр Дмитриевич Жуков, давайте поаплодируем. Владислав Третьяк помог в строительстве «Арены».

Благодарность врио главы региона не знала границ.

— Сергей Николаевич Шелест помог создать аллею вместе с Сергеем Козубенко, — продолжал перечислять он героев дня. — Омск любит спорт. И дальше будет его любить. И чемпионами будет прирастать. Давайте все вместе заниматься спортом любить нашу страну, прославлять, и всё у нас будет хорошо!

Оптимизм крепчал. Основным его носителем оказался мэр Шелест:

Особо обращаюсь к молодым омичам: мы запланировали здесь ещё много места для новых бюстов. Поэтому смотрите, учитесь и делайте такие же великие достижения для России и прославляйте город Омск!

Начинали все по-разному.

— Омск никогда ещё не принимал такое огромное количество олимпийских чемпионов, чемпионов мира, таких прославленных спортсменов, — говорил мэр.

Заканчивали примерно одинаково.

— Спасибо Сергею Павловичу, который организовал сегодняшний праздник и поставил аллею. Хочу поблагодарить народного — я подчёркиваю, народного! — художника Никаса Сафронова, который здесь присутствует (раздались женские крики «ура!»), и его галерея будет выставлена в нашем омском музее сегодня, и, конечно, скульптора Сергея Геннадьевича Полегаева, который вложил очень много труда.

Господин Козубенко был представлен публике просто и со вкусом: «Меценат, благотворитель, омич».

— В этот прекрасный день, открывая Аллею чемпионов, хочу пожелать истории продолжать спортивные традиции, воспитывать крепкую духовную молодёжь, которая бы могла продолжать наше дело, которое мы сегодня открываем, — благотворитель начал своё выступление несколько витиевато, но в принципе доходчиво. Однако после «я с глубокой любовью отношусь к своему любимому городу, очень ценю то, что происходит в нём, всегда отслеживаю разные события», ввернул сложную синтаксическую конструкцию: — Но сегодня событие у нас немножко другого масштаба и более, наверное, продвинутого наперёд с каким-то пониманием завтрашнего дня в пополнении Аллеи, как сказал мэр города.

— Пусть аллея будет любимым местом отдыха омичей, — окончательно растрогался Сергей Павлович. — Благодарю всех, кто участвовал в создании проекта. С праздником, дорогие, любимые омичи!

Омичи были растроганы не меньше благотворителя и так увлечены празднеством, что, кажется, что не замечали ни жужжавшего над их головами дрона, ни сурового прапорщика с металлоискателем, задумчиво бродившего вдоль перекрытой Думской.

…Женщина рядом со мной бережно укладывала в целлофановый пакетик фото Александра Карелина с автографом.

— Это он вам подписал? – не сдержала я любопытства.

— Сам! У Концертного зала, — дама сияла. — Это моя любовь ещё с молодости. Я так ему и сказала. Он удивился и подписал. Ещё селфи сделать хочу.

С церемонией подписания соглашения о передаче Аллеи городу вышла заминка. Подписанты — мэр и меценат — стояли наготове, но подписывать было нечего. Документ задержался в пути: два возбуждённых мужика тщетно пытались пробиться к сцене сквозь плотное кольцо любителей физкультуры и спорта…

В 14.17 прозвучало долгожданное: «Аллея олимпийских чемпионов объявляется открытой!» Вспыхнул праздничный фейерверк, и юные спортсмены, терпеливо охранявшие монументы, сдёрнули покрывала.

Ведущий пригласил спортсменов к своим бюстам, народ с гаджетами рванул к своим кумирам.

Господин Артёмов и господин Жуков, воспользовавшись ажиотажем, чинно проследовали в сторону Городской Думы.

Господин Третьяк, аккуратно отделившись от спортивного сообщества, попытался уединиться с телефоном под сенью вождя мирового пролетариата. Звонок, вероятно, был очень важный для Владислава Александровича. Но уже спустя пару минут экс-вратарь сборной СССР с флангов и тыла был атакован омскими поклонниками.

Подписав все (!) протянутые блокноты и фотографии, «легенда №20», стараясь как можно незаметнее, короткими перебежками добрался до Юбилейного моста, углубился в телефон и …проезжавший мимо велосипедист не поверил своему счастью: десятикратный чемпион мира Третьяк! На мосту! в Омске! Один!…

Что там ему написал Владислав Александрович, остаётся только догадываться…

…Вот врио губернатора исполнил заветную мечту: сфотографировался с красавицей Евгений Канаевой.

Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике нежно обнимала девочек в спортивных костюмах и раздавала автографы.

— Привет, девчонки! – кандидат №1 врезался в самую гущу детей. — Вы спортсменки? Чем занимаетесь?

Мама одной из юных гимнасток быстро сориентировалась и, вручив дочери гаджет, попросила Виталия Павловича сфотографироваться с ней на память.

— Вы классный, — улыбалась женщина, прижимая к груди мобильник, разом подпрыгнувший в цене, — мы за вас голосовать будем!

Председатель Омского горсовета Владимир Корбут чувствовал себя немножечко Евгением Кармаевым. Когда снимал на телефон мэра с импозантной дамой в белой бейсболке. А улыбающийся Виталий Павлович уже вовсю «гегемонил» у олимпийских колец: от воспитанников спортивных школ и их многочисленных родственников буквально не было отбоя.

Кадры разлетались как горячие пирожки: Виталий Павлович и самбисты, Виталий Павлович и будущие чемпионы мира по плаванию, Виталий Павлович и надежды российской художественной гимнастики.

В этот праздничный день господин Хоценко был полон решимости заполнить и этот пробел в своей карьере. Несмотря на вялые возражения пресс-секретаря Ахвердиевой, следовавшей за шефом, как тень.

…У «входной группы» для представителей четвёртой власти организовали пресс-подход.

– Как у меня причёска? — поинтересовался Виталий Павлович у журналистов. — А у Сергея Николаевича?

Мэр шутку оценил и, рассмеявшись, пригладил «шевелюру».

Первый вопрос, как водится, задавал корреспондент Владимир Мутовкин:

— Сегодня праздник большой… Для чего всё это делается? Для кого предназначена аллея?

— Омск, не побоюсь этого слова, – город спортивной славы, — популярно объяснил господин Хоценко, — и область у нас в целом спортивная. Спасибо тем, кто прославляет омскую нашу землю, российскую. Это память для всех нас, для деток, которые будут сюда ходить…

Виталий Павлович дал омичам ценный совет:

Важно, чтобы как можно больше людей в нашей области занималось различными видами спорта, физкультурой. Нужно меньше ходить по больницам, меньше оставлять места грустным мыслям.

Выразил слова благодарности мэру и меценату, а также удачно оговорился:

— Недавно мы открыли памятник Бухгольцу, сегодня — Олимпийскую арену, ой, заговорился, значит, ещё откроем. И много-много ещё откроем.

Коротко набросал перспективы развития физкультуры в регионе:

— Сегодня в правительстве мы договорились, чтобы у нас за пятилетку в каждом райцентре появился свой крытый каток, в котором с сентября по май дети могли бы заниматься спортом. Скоро сдадим большой бассейн на восемь дорожек, там разместится детско-юношеская школа, где можно будет заниматься оздоровительным плаванием.

Пообещали Виталине Бацарашкиной, что сделаем тир. На следующий год выделяем средства. Если есть олимпийская чемпионка, нужен спортивный объект для этого вида спорта.

— Как вам результат, довольны? – поинтересовалась у господина Козубенко корреспондент «12 канала».

Ну, потому что искусство – территория рискованного земледелия, а «урожай», как известно, бывает разным.

Тут сейчас со мной Полегаев ходил, фотографировал, — Сергей Павлович поискал глазами скульптора.

— Вон он сзади стоит! – радостно закричал Владимир Мутовкин.

— Он всегда прячется, — снисходительно вздохнул благотворитель. — Я доволен его работой: он выполнил её в очень короткий срок, очень точечно. Очень угадал с образАми, хотя многих не было. Никас Сафронов многих писал по фотографиям, а фото плохие. Кто-то говорил: «Нарисуй меня молодого-красивого», а сам на фото — уже не молодой и красивый, и он (Никас — прим.авт.) мечется. И тут (в случае с бюстами — прим.авт.) такая же история. Мне кажется, грандиозная аллея.

— Что сложнее было: бюсты изготавливать или памятник Петру сделать? – с иезуитской элегантностью пригласил к разговору скульптора Владимир Мутовкин.

От зоркого глаза ответственной за прессу Галины Назаровой не ускользнуло, как на секунду смутился и замешкался Сергей Геннадьевич. Она легонько толкнула корреспондента: мол, думай, что спрашиваешь…

— В … творческом плане, — расшифровал вопрос смущённый Владимир Леонидович, — в выборе места и прочее-прочее.

— Несравнимо, — ледяным тоном отрезал господин Полегаев. — Совершенно разные задачи.

— Ну, сложнее – проще? – не унимался Владимир Мутовкин. — Я человек далёкий от искусства…

На лице московского скульптора читались муки Микеланджело, в десятый раз переделывающего Давида:

— С бюстами сложнее, если коротко.

— Коллеги, спасибо всем! — закричала госпожа Назарова.

Атмосфера народного гуляния ощущалась как никогда…

 


***

…Время стирает своих героев. Даже в памяти. Но вот теперь у нас есть эта аллея. С бюстом чемпиона мира, Европы, Олимпийских игр Виктора Блинова и многих-многих других.

Обладатель «самого мощного броска в стране», обычный пацан из омской школы №10, сын сапожника и домохозяйки, человек-СКК… Виктор Блинов ушёл из спорта и жизни двадцатидвухлетним. Умер во время тренировки в Москве…

Погиб в автокатастрофе велогонщик Геннадий Комнатов. И было ему всего-то двадцать девять…

В 2015-м был приглашён в лучший из миров Олимпийский чемпион 1972 года, почётный гражданин американского Балтимора баскетболист Иван Дворный…

Они были лучшими. С годами это становится более очевидным…

Напоследок я оглянулась на бюсты, которые называли и «головами на спичках», и «солдатиками», и ещё бог знает как.

Головы омских чемпионов не просто стояли — они куда-то стремились. Глаза бронзовых спортсменов сияли. Они смотрели на Ленина — Ленин смотрел вдаль. С удивлением разглядывая наше светлое физкультурное будущее…

Автор:ВОмске

Фото:ит Телеграм-каналов Виталия Хоценко и Сергея Шелеста, пресс-службы мэрии Омска

Теги:Аллея олимпийских чемпионовпамятникипраздникиВиталий ХоценкоСергей ШелестСергей Козубенко

Комментарии



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

«Кто я?»


19125.07.24
Юлия Купрейкина

Юлия Купрейкина

— психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

378212 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

386111 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

388306 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3899203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх